English French German Italian Portuguese Russian Spanish
   
Перегляди статей
305409
   

Степчина Дарья, студенткa, Ильевская Светлана Александровна, кафедрa философии и социально-гуманитарных дисциплин Донецкого национального медицинского университета «Социальный интеллект как фактор психологического развития личности студента вуза»

 

 

Интеллектуальное развитие будущих специалистов становится в настоящее время наиболее акту­альной задачей высшей школы. Это связано с тем, что, во-первых, одним из решающих факторов экономи­ческого развития сейчас оказывается интеллектуальный продукт, а ключевой формой собственности - соб­ственность интеллектуальная. Именно интеллект людей и их квалификация во многом определяют развитие производства и науки, место государства в международном сообществе. Во-вторых, интеллектуальное твор­чество выступает в качестве социального механизма, который противостоит регрессивным линиям в разви­тии общества: чем меньше интеллектуально развитых людей, тем в большей мере будут выражены деструк­тивные тенденции в обществе. В-третьих, работа интеллекта - это гарантия личной свободы человека и са­модостаточности его индивидуальной судьбы. Чем в большей степени человек использует свой интеллект в анализе и оценке происходящего, тем в меньшей степени он податлив к любым попыткам манипулирования им извне.

Проблеме выяснения природы и сущности интеллекта человека уделялось достаточно большое вни­мание в философии, психологии, педагогике. Научные представления об интеллекте складывались, форми­ровались и развивались на протяжении длительного исторического периода. В свою очередь данную проблему исследовали следующие ученые: Сократ, Аристотель, Платон, Т.Гоббс, Б. Спиноза, П. Гольбах, И. Кант, Г. Гегель, Ж. Пиаже, Р. Стернберг, Ч. Спирмен, Л. Терстоун, Дж. Гилфорд, Рубинштейн и др.

Однако, несмотря на большое количество работ, посвященных изучению интеллекта, данный вопрос остается полем ожесточенных дебатов, где оспариваются основные понятия, теории и способы их практического приложения.

Учитывая, что социальный интеллект является характеристикой человека, проявляющейся во всех сферах его жизнедеятельности, необходимо отметить, что особое значение он обретает там, где индивид действует вместе с другими или по отношению к другим. Так Е.И. Ишутин и др. выявили его влияние на выбор человеком жизненных сфер самореализации и успешность человека в профессиональных видах дея­тельности.

Нами предпринята попытка исследования социального интеллекта как фактора учебной образовательной деятельности студента вуза.

Предметом исследования был избран социальный интеллект и его роль в процессе формирование личности студента в условиях вуза. Задачами исследования явились:

  1. Анализ теоретико-методологических и методических исследований по проблеме социального интеллекта  личности;
  2. Изучение основных характеристик и роль социального интеллекта в процессе вузовского обучения;
    3.Осмысление особенностей процесса формирования социального интеллекта у студентов.

    Проводя исследование, мы предполагаем, что целенаправленное развитие социального интеллекта как  компонента структуры социализации личности в вузе будет способствовать повышению образовательного  уровня студента.

Для решения поставленных задач использовались: теоретический анализ научной литературы, опрос, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, эксперимент.

В качестве испытуемых были выбраны студенты с 1 -го по 5 курс 2 медицинского факультета Донецкого Национального Медицинского Университета им М.Горького. Выборку составили 60 человек. Констатирующий эксперимент проводился по следующим методикам: методика исследования соци­ального интеллекта Дж. Гилфорда и диагностика структуры интеллекта Дружинина. Было показано, что социальный интеллект проходит ряд этапов в своем формировании в процессе со­циализации личности, и в то же время выступает одним из факторов развития личности. В результате исследования была выявлена тенденция динамики развития интеллекта в целом, и в том числе социального интеллекта, в процессе вузовского обучения.

Студенты 1 курса показали следующие уровни интеллекта (по методике исследования социального интеллекта Дж Гилфорда и диагностике структуры интеллекта Дружининой):

-1 курс 35%;

По мере продолжения обучения у студентов следующих курсов была выявлена следующая динамика разви­тия  интеллекта.

  • 2   курс  48  % ;
  • 3   курс    6 3 %  ;
  • 4   курс    68  % ;
  • 5   курс    79  %.

 

В данной работе мы установили, что необходимым условием закономерного процесса социального развития личности является наличие двух противоположных тенденций - типизации и индивидуализации, которые опосредуют становление и развитие социального интеллекта.

Социальный интеллект следует рассматривать как особую способность человека, формирующуюся в процессе его деятельности в социальной сфере, в сфере общения и социальных взаимодействий.

   

Використання матеріалів сайту можливе лише при згоді адміністрації порталу та активного посилання.
Всі права захищено!

Сайти, які підтримуються службою порталу
НПУ імені М.П.Драгоманова
Інститути
Інститут неперевної освіти
Факультети
Фізико-математичний факультет :: Факультет філософської освіти :: Факультет фізичного виховання та спорту :: Інженерно-педагогічний факультет :: Факультет інформатики :: Факультет іноземної філології :: Факультет історичної освіти :: Факультет корекційної педагогіки та психології :: Факультет мистецтв імені Анатолія Авдієвського :: Факультет магістратури, аспіратнути та докторантури :: Факультет природничо-географічної освіти та екології :: Факультет педагогіки та психології :: Факультет політології та права :: Факультет соціально-економічної освіти та управління :: Факультет української філології та літературної творчості імені Андрія Малишка
Кафедри
Кафедра педагогчної творчості :: Кафедра педагогіки, теорія та історії педагогіки :: Кафедра методики викладання російської мови та світової літератури :: Кафедра етики та естетики :: Кафедра управління та євроінтеграції :: Кафедра філософії :: Кафедра інформатики
Персональні сайти
Андрущенко В.П. :: Бех В.П. :: Жалдак М.І. :: Борисенко В.Й. :: Франчук В.М. :: Франчук Н.П.
Інші сайти
Асоціація випускників :: Система управління електронними курсами НПУ :: Система управління електронними курсами інституту інформатики :: Система управління електронними курсами інституту інформатики (студенти) :: Простір гуманітарної комунікації :: Лабораторія археологічних досліджень :: Кабінет-музей М.П.Драгоманова :: Україна і становлення конституціоналізму в Європі :: Центр культури. НПУ