English French German Italian Portuguese Russian Spanish
   
Перегляди статей
319436
   

Кирсанова Лидия Игнатьевна, кафедра религиоведения, профессор, д.ф.н. Коротина Ольга Александровна, к.ф.н., зав. каф. психологии и философии, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса К обоснованию христианской педагогики

 

Идея диалога является ведущей в философии, психологии, литературоведении, педагогике на всем протяжении ХХ века. Педагогика Христа вносит в нее существенные дополнения, связанные с отказом от публичности, сохранением тайны, терпением и т.п.

События христианской жизни – приход учеников, «тайная вечеря», Гефсимания, въезд в Иерусалим и др. могут быть осмыслены как влияние, воздействие, т.е. педагогически. Почему можно верить в евангельские события? Тысячи раз до Него и после - в человеческих отношениях повторяются непонимание, недоверие, страх, неприязнь, ревность, но есть Учитель, в присутствии которого меняется их модальность: на месте ненависти возникает просветление аффекта. Его участие в судьбах людей иное, чем знаниевая педагогика, это духовное служение, в котором весь мир человеческих страстей он принимает в себя, весь мир пропускает через себя и возвращает просветленным. Какие силы нужны, чтобы поддерживать в себе такое состояние благодати, мы не знаем. Можно только пребывать в состоянии верности тому, что такое возможно. И попытаться понять.

Иисус не только могущественен и добр, но его поведение свидетельствует о том, что он не сразу, не прямо дает ответ на вопрос, который к нему обращен. Он следует мудрой педагогике, позволяя людям развиваться, постигая Его. Однажды к нему привели женщину, уличенную в прелюбодеянии, и спросили Его, следует ли по закону Моисееву побить её камнями. Иисус оказался в трудном положении: должен ли Он был отказаться от духа милосердия, который всегда проповедовал или должен был поступить в явном противоречии с духом закона? Если же приговор был уже вынесен, то его положение было еще опаснее. Ему бы пришлось либо выступить против решения суда, либо предстать в глазах римлян бунтовщиком.

Они пришли, чтобы спросить Его, кто-то, будучи сочувственно настроенным, а кто-то - враждебно. Поскольку они стали неотступно спрашивать Его, Он поднял голову и сказал им: кто из вас безгрешен, тот пусть первым бросит в нее камень. А сам, наклонясь, стал писать на земле. Услышав эти слова и устыдясь, они стали уходить один за другим и разош­лись все от первого до последнего. Под­няв голову и не увидев никого из пришед­ших, кроме этой женщины, Иисус спросил их: женщина, где же они? Никто не стал судить тебя? Она сказала: никто. Тогда Иисус сказал ей: и Я не стану судить тебя. Иди, и впредь не греши. (Ин. гл. 8, ст.7 - 11). Известно, что Иисус обладал взгля­дом, который, казалось, проникал во все глубины человеческого сердца. Но он опустил глаза и стал писать на земле. Почему? Потому, что он любил их такими, каковы они есть. Все что есть челове­ческого в человеке: способность уступать, отказаться от злых намерении - все это находит у него свою защиту. При  этом, Иисус не только доверчив, но и нетороплив: не нужно смотреть, когда в человеке борется божественное с дьявольским, свет с тьмой, доб­рота и любовь с гневом и ненавистью. Они пришли, чтобы уличить его, поймать на противоречии, на его прощение не знать преград ни политических, ни социальных, ни культурных. Многие готовы находиться либо в плену Закона израилева, либо в плену своих эгоистических заблуждений, желаний, предрассудков. Но когда в Иису­се они встречают премудрость (пусть бро­сит камень тот, кто без греха), такой возвышенный дух (опустить глаза и не смот­реть на то, на что смотреть нельзя - тай­ны человеческого в человеке) - такое ми­лосердие (не буду судить), такое доверие (иди и не греши), они готовы признать Его правоту.

Педагогическая мудрость Иисуса заключается в умении ждать, когда время убедит друзей и учеников, укрепит ко­леблющихся, а врагов укрепит в их враждебности. Лучшее воспитание - когда воздействие производится незамет­но для воспитуемых (умение отвести взгляд). Не травмировать учеников и сто­ронников или заблуждающихся пронизы­вающим взглядом, а выразить мысль че­рез сокровенное - метафорическое объяс­нение вне абстрактных рассуждений - ос­тается самым естественным методом вос­питания. Иисус часто не дает прямого и ясного ответа (в случае с падшей женщи­ной, Он не опровергает Моисеев Закон), а проявляет широту и величие духа, че­ловеческую чуткость через обходной путь, суть которого может быть понята только в свете всей его жизни.

   

Використання матеріалів сайту можливе лише при згоді адміністрації порталу та активного посилання.
Всі права захищено!

Сайти, які підтримуються службою порталу
НПУ імені М.П.Драгоманова
Інститути
Інститут неперевної освіти
Факультети
Фізико-математичний факультет :: Факультет філософської освіти :: Факультет фізичного виховання та спорту :: Інженерно-педагогічний факультет :: Факультет інформатики :: Факультет іноземної філології :: Факультет історичної освіти :: Факультет корекційної педагогіки та психології :: Факультет мистецтв імені Анатолія Авдієвського :: Факультет магістратури, аспіратнути та докторантури :: Факультет природничо-географічної освіти та екології :: Факультет педагогіки та психології :: Факультет політології та права :: Факультет соціально-економічної освіти та управління :: Факультет української філології та літературної творчості імені Андрія Малишка
Кафедри
Кафедра педагогчної творчості :: Кафедра педагогіки, теорія та історії педагогіки :: Кафедра методики викладання російської мови та світової літератури :: Кафедра етики та естетики :: Кафедра управління та євроінтеграції :: Кафедра філософії :: Кафедра інформатики
Персональні сайти
Андрущенко В.П. :: Бех В.П. :: Жалдак М.І. :: Борисенко В.Й. :: Франчук В.М. :: Франчук Н.П.
Інші сайти
Асоціація випускників :: Система управління електронними курсами НПУ :: Система управління електронними курсами інституту інформатики :: Система управління електронними курсами інституту інформатики (студенти) :: Простір гуманітарної комунікації :: Лабораторія археологічних досліджень :: Кабінет-музей М.П.Драгоманова :: Україна і становлення конституціоналізму в Європі :: Центр культури. НПУ