English French German Italian Portuguese Russian Spanish
   
Перегляди статей
294542
   

И. А. Федякова, учитель начальных классов, аспирант Института регионального развития образования Свердловской области. Формирование самостоятельности, инициативы и отвественности как условие развития успешной личности.

 

 

Утверждение идеи полной свободы личности, плюрализма мнений, а также норм и правил организации жизни индивидов, всеобщей толерантности привело в последней четверти XX  века к качественно новой образовательной ситуации.

В государственной программе развития воспитания в системе образования России указывается на необходимость создания условий для формирования системы воспитания подрастающих поколений в соответствии с их потребностями и общественными запросами, содействующей развитию социальной и культурной компетенции личности, ее самоопределению в социуме. [2,100; 1, 141]

Как показывает анализ методической литературы субъектные свойства личности в контексте философского осмысления, есть стержень процесса его становления.

А.П. Леонтьев, P.C. Немов, А.В. Петровский и др. связывают решение проблемы источников и движущих сил развития личности с одной из важнейших потребностей человека - быть личностью. [3,51.]

Актуальность проблемы формирования у школьников субъектных свойств личности в образовательном процессе обусловлена противоречием и не разработанностью условий внедрения, научно-методического обоснования этого процесса, как в педагогической теории, так и в практике работы общеобразовательной школы. [5, 134]

 В определении понятия «личность»  мы придерживаемся, точки зрения В.Н. Мясищев согласно которой, личность - эта система отношений к миру и самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности, являясь одной из форм этого отражения. [5, 165; 4, 98]

Под развитием субъективных свойств личности мы понимаем процесс внешнего и внутреннего последовательного качественного изменения умений, способностей, потребностей младших школьников в деятельности.

Ценность современного урока определяется его направленностью на формирование у младших школьников учебной инициативности, самостоятельности, ответственности, способности расширять свои знания, умения  действовать по собственной инициативе. [1, 125.]

Возможным средством формирования субъектных свойств личности младшего школьника являются психолого-педагогические условия.

Под психолого-педагогическими условиями мы понимаем конкретный способ взаимосвязанных мер в учебно-воспитательном процессе, направленных на формирования субъектных свойств личности (инициативности, самостоятельности, ответственности) младшего школьника учитывая психологические особенности, продуктивные и эффективные способы и приемы деятельности в заданных условиях

Определен и обоснован комплекс психолого-педагогических условий эффективной реализации программы формирования субъектной личности со свойствами инициативности, самостоятельности и ответственности в учебном процессе, который включает в себя: [2,78]

  • Первое выделенное нами условие (специально моделируемая деятельность педагога с заданным вариативным содержанием, предусматривающая учет уровня развития младшего школьника)
  • Второе и третье условия (свободный выбор видов деятельности на основе педагогической поддержки)

Кроме того, первое педагогическое условие является внешним по отношению к младшему школьнику, второе и третье - внутренние условие,  данные условия в реальном процессе тесно связаны между собой.

В результате проделанной работы были сформулированы критерии и показатели оценки уровня сформированности субъектных свойств личности[5,116]

Предполагает соблюдение комплекса психолого-педагогических условий, включающих:

  • образовательная система школы ориентирована на педагогическую поддержку формирования субъектных свойств личности младшего школьника;
  • конструирование педагогического процесса опирается на актуальные и доминирующие потребности школьников, в школе создастся активное межличностное общение;
  • эффективно используется педагогический инструментарий, способствующий активному вовлечению школьников  в различные виды деятельности;
  • вшколе реализуется спектр видов деятельности (учебная, игровая, трудовая), способствующих формированию субъектных свойств личности младшего школьника.[1, 46]

Использование всех вышеописанных условий является необходимым и достаточным для эффективного формирования субъектных свойств личности младшего школьника в общеобразовательной школе.

Литература

  1. Айзман Р. И, Айзман Л. К, Жарова Г. Н. Подготовка ребенка к школе. – Томск. Пеленг, 2004.
  2. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания // Психология личности. М.: 2000.
  3. Бабанский Ю. К. Об актуальных вопросах методологии и дидактики // Педагогика., - 2002. - №4. – с. 45-49
  4. Баранова Э.А.  Диагностика познавательного интереса у младших школьников: Санкт-Петербург, 2005.
  5. Басов М.Я. Избранные психологические произведения. – М. Педагогика, 1975. – 56с. Сластенин В.А, Исаев И.Ф, Мищенко А.И, Шиянов Е.Н. ПЕДАГОГИКА.М.: 2000.
   

Використання матеріалів сайту можливе лише при згоді адміністрації порталу та активного посилання.
Всі права захищено!

Сайти, які підтримуються службою порталу
НПУ імені М.П.Драгоманова
Інститути
Фізико-математичний інститут :: Інститут філософської освіти :: Інститут фізичного виховання та спорту :: Інженерно-педагогічний інститут :: Інститут інформатики :: Інститут іноземної філології :: Інститут історичної освіти :: Інститут корекційної педагогіки та психології :: Інститут мистецтв :: Інститут магістратури, аспіратнути та докторантури :: Інститут природничо-географічної освіти та екології :: Інститут педагогіки та психології :: Інститут перепідготовки та підвищення кваліфікації :: Інститут політології та права :: Інститут розвитку дитини :: Інститут соціології, психології та соціальних комунікацій :: Інститут соціальної роботи та управління :: Інститут української філології та літературної творчості імені Андрія Малишка :: Інститут управління та економіки освіти
Факультети
Кримський гуманітарний факультет
Кафедри
Кафедра педагогчної творчості :: Кафедра педагогіки, теорія та історії педагогіки :: Кафедра методики викладання російської мови та світової літератури :: Кафедра етики та естетики :: Кафедра управління та євроінтеграції :: Кафедра філософії :: Кафедра інформатики
Персональні сайти
Андрущенко В.П. :: Бех В.П. :: Жалдак М.І. :: Борисенко В.Й. :: Франчук В.М. :: Франчук Н.П.
Інші сайти
Асоціація випускників :: Система управління електронними курсами НПУ :: Система управління електронними курсами інституту інформатики :: Система управління електронними курсами інституту інформатики (студенти) :: Простір гуманітарної комунікації :: Лабораторія археологічних досліджень :: Кабінет-музей М.П.Драгоманова :: Україна і становлення конституціоналізму в Європі :: Центр культури. НПУ