English French German Italian Portuguese Russian Spanish
   
Перегляди статей
474064
   

Кульбачко Валерия , студентка, Волошинская Любовь Васильевна, преподаватель кафедры философии и социально-гуманитарных дисциплин Донецкого национального медицинского «Наблюдение как метод социологического исследования»

 

Наблюдение является неотъемлемой частью естественных и гуманитарных наук, в частности, социологии. В социологии наблюдение направлено на социально важные области., т.е. на те обстоятельства, события и факты, которые являются существенными для развития личности, коллектива, и в этом оно должно соответствовать социальному заказу со стороны общества. Но

при этом в социологии данный метод иногда недооценивается.

Целью данной работы является оценка наблюдения как социологического метода

Задачи:        1)  дать  общую  характеристику  наблюдения  как метода социологического

исследования;       2) проанализировать преимущества и недостатки данного метода,

 

Наблюдение в социологическом исследовании представляет собой метод сбора и простейшего обобщения первичной информации об изучаемом социальном объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации фактов, касающихся изучаемого объекта и значимых с точки зрения целей исследования. Единицами информации данного метода являются зафиксированные акты вербального или невербального (реального) поведения людей. Социологическое наблюдение характеризуется направленностью на социально важные области, широтой, предполагающей  фиксацию как можно большего количества свойств объекта и глубиной - выделением наиболее значимых свойств и наиболее глубинных и сущностных процессов. Результаты наблюдения должны четко фиксироваться и без особого труда поддаваться воспроизведению. Социологическое наблюдение имеет две важные особенности. Первая определяется объектом наблюдения, часто обладающим социальной активностью различной направленности. Вторая особенность заключается в том, что наблюдатель не может быть лишен эмоциональности восприятия. Таким образом, объективность социологического исследования состоит не в том, чтобы исключить личностные отношения, а в том, чтобы не подменять ими критерии научного исследования. Преимущества метода социологического наблюдения следующие:

1) непосредственность восприятия, позволяющая фиксировать конкретные ситуации и факты;

2) возможность учитывать конкретное поведение групп реальных людей;

3) независимость от готовности наблюдаемых лиц высказываться о самих себе.

Недостатки метода наблюдения обусловлены наличием активности социальных объекта и субъекта, что может привести к необъективности результата. К наиболее серьезным ограничениям относятся следующие:

1)  настроение наблюдателя во  время опыта может отрицательно влиять на характер восприятия

событий и оценку фактов;

2)  на отношение к наблюдаемому сильное влияние оказывает социальное положение наблюдателя;

3)  тенденция ожидания у наблюдателя заключается в том, что он оказывается слишком привержен
определенной гипотезе и фиксирует лишь то, что соответствует ей;

  1. комплексность наблюденияможет быть не только его достоинством, но и недостатком,
    приводящим к потере существенного среди огромного набора фиксируемых качеств;
  2. смещение всей картины наблюдения под воздействием сформировавшихся во  время встреч
    симпатий или антипатий;
  3. опасность фиксации вместо реальных фактов их неправильных трактовок и оценок;
  4. гало-эффект, основанный на общем впечатлении, производимом наблюдаемым на наблюдателя;

8)    эффект   снисходительности  заключается  в   стремлении   наблюдателя  дать   наблюдаемым

завышенную оценку;

9)  эффект ревизора состоит в стремлении наблюдателя выискивать в деятельности и поведении
наблюдаемых только недостатки и занижать оценку;

10) фиксация    связей между признаками, не имеющими на самом деле этих связей;

11) ошибка контраста состоит в стремлении наблюдателя фиксировать у наблюдаемых качества, которых нет у него самого;

12) предъявляются высокие требования к квалификации социологов-исполнителей. Поэтому необходимы затраты на их подготовку и инструктаж.

Таким  образом, мыдали общую характеристику  наблюдению  и проанализировали  его

недостатки и преимущества. Более глубокое понимание недостатков и нюансов метода наблюдения и возможностей их преодоления позволит использовать данный метод в жизни общества более эффективно. Задача социолога состоит в том, чтобы выбрать или модифицировать вид наблюдения, максимально соответствующий природе и особенностям изучаемого объекта.

   

Використання матеріалів сайту можливе лише при згоді адміністрації порталу та активного посилання.
Всі права захищено!

Сайти, які підтримуються службою порталу
НПУ імені М.П.Драгоманова
Факультети
Інженерно-педагогічний факультет :: Історичний факультет :: Факультет іноземної філології :: Факультет інформатики :: Факультет менеджменту освіти та науки :: Факультет мистецтв імені Анатолія Авдієвського :: Факультет педагогіки та психології :: Факультет політології та права :: Факультет природничо-географічної освіти та екології :: Факультет психології :: Факультет соціально-економічної освіти та управління :: Факультет спеціальної та інклюзивної освіти :: Факультет української філології та літературної творчості імені Андрія Малишка :: Факультет фізичного виховання, спорту і здоров`я :: Факультет філософії та суспільствознавства :: Фізико-математичний факультет
Кафедри
Кафедра педагогчної творчості :: Кафедра педагогіки, теорія та історії педагогіки :: Кафедра методики викладання російської мови та світової літератури :: Кафедра етики та естетики :: Кафедра управління та євроінтеграції :: Кафедра філософії :: Кафедра інформатики
Персональні сайти
Андрущенко В.П. :: Бех В.П. :: Жалдак М.І. :: Борисенко В.Й. :: Франчук В.М. :: Франчук Н.П.
Інші сайти
Асоціація випускників :: Система управління електронними курсами НПУ :: Система управління електронними курсами інституту інформатики :: Система управління електронними курсами інституту інформатики (студенти) :: Простір гуманітарної комунікації :: Лабораторія археологічних досліджень :: Кабінет-музей М.П.Драгоманова :: Україна і становлення конституціоналізму в Європі :: Центр культури. НПУ