English French German Italian Portuguese Russian Spanish
   
Перегляди статей
299494
   

Кудина Оксана Михайловна, соискатель кафедры философии и психологии Владивостокского университета экономики и сервиса, Владивосток Методологические проблемы религиоведения (на примере изучения религиозного опыта в католической и православной традиций

 

 

Религиоведение как отрасль знания возникла сравнительно недавно – в 60-е годы XIX веке в Западной Европе и Северной Америке. В России еще в начале XXвека П.Флоренский, С. Булгаков, А. Ельчанинов, описывая сектантство, указывали «что у нас совершенно не существует науки о религии, которая смогла бы разобраться в сложных религиозных состояниях». В советский период изучение религии проходило в форме атеистической критики. По словам, А.Н. Красникова, несмотря на это, не следует считать, что  этот период был полным провалом истории отечественного религиоведения. Тем не менее, в России на данный момент не сформировано религиоведческое сообщество, представители которого работали бы в русле единой парадигмы. Поскольку западным религиоведением разработана основная методологическая база и многие методы, применяемые российскими учеными, принадлежат западной школе, то в этой ситуации можно сделать выбор различных методов, которые наиболее подходят для описания религиозного опыта, глубины его проживания в разных традициях, в данном случае христианской.

Мы предполагаем, что для католической традиции в описании религиозного опыта применим персонологический, психологический и структурно-функциональный методы. Персона является внешним появлением того, что мы предъявляем миру. Персонология - выявление основной схемы жизни личности в культуре, закладывающейся в данном случае Христом. В католической традиции стало возможным рассмотрение жизни Христа как реально жившего человека. Это сделало приемлемым подражание Христу (стигматы), в отличие, например от православной традиции.

Метод психологического разбора, предложенный Э. Эдингером, учеником К.Г. Юнга основывается на анализировании человека, его поступков и мыслей, направлен на описание индивидуального типа святости. К.Г. Юнг считал, что все последователи Христа так или иначе проживают события его жизни. С точки зрения психологического разбора Юнга, такой тип религиозного опыта представляет собой процесс индивидуации, проходящий в рамках христианского архетипа.  Индивидуация – это процесс становления личности, её созревания в результате ассимиляции сознанием содержания личного и коллективного бессознательного. В рамках религиозного сознания, человек, ставший на путь индивидуации, ассоциирует себя с Христом. Так в «Цветочках Франциска Ассизского» в самом начале  говориться, что святой Франциск во всех делах жизни своей был привержен Христу, так что как Христос в начале своей проповеди избрал двенадцать апостолов, и как один из двенадцати апостолов Христа, в конце концов, удавился, так же как один из товарищей святого Франциска, имя которому было Джованни дела Капелла, отступив, сам же себя и удавил. Далее Франциск, странствовал и проповедовал, а в конце своей жизни получил стигматы. Анализируя в своем диссертационном исследовании жизнь Франциска Ассизского как процесс индивидуации, проходящий в рамках христианского архетипа, мы не можем говорить о буквальном проживании Франциском всех событий христианского архетипа, так как мы имеем дело с судьбой реально существовавшего человека, и поэтому она в принципе не может совпадать с судьбой Христа. Но, несмотря на отсутствиенекоторых событий основного варианта мифа, последовательность событий мифа сохраняется. Во Франциске видят второго Христа.

Использование структурно-фукционального подхода к религии, разработанного для религиоведческого анализа К. Леви-Строссом в работах «Структура мифов», «Эффективность символов» позволяет проанализировать, то, как был усвоен и воспроизведен христианский миф в западной традиции. Появление нищенствующих орденов указывает на то, в основе коллективного проживания святости в католической традиции лежит религиозная парадигма, которая  была воспроизведена в соответствии с идеями «нищего жития» - это были наставления Христа своим ученикам и последователям. По мнению К. Леви-Стросса, миф проявляет себя в языке, поэтому смысл мифов нужно искать на уровне фраз, которые несут в себе функциональную значимость. Этими структурными единицами стали фразы из Нового Завета, которые определили выбор последователей Франциска. При этом для католической традиции необходима легитимация религиозного опыта.

В исследовании религиозного опыта в православной традиции мы предлагаем опираться на феноменологический метод, так как в православии личность святого скрыта от нас и описана через символы. Мы предлагаем понимать путь к достижению святости как ассимиляцию аффектов через определенные события жизни святого. Каждое такое событие (уход в пустынь, исцеление, появление учеников) позволяет ассимилировать очередной аффект (сомнения, страхи) и прийти к социализации через систему христианских символов, так как православие понимает святость как преодоление в человеке неодухотворенного начала, звероприроды. Структура социализации присутствует в житиях святых как изначально данная система символов, благодаря чему, сама жизнь святых становится образцом благодетельной жизни не только для современников, но и для последующих поколений. В православной традиции без символического нет внутреннего опыта. Житие как икона было символичным. Характерный пример – инок Епифаний Премудрый. Составляя житие Сергия Радонежского, учеником которого он был, Епифаний сообщает очень мало о личности и облике святого.

Различные подходы феноменологического анализа, представленные в работах Е.Подороги «Феноменология тела», М. Мерло-Понти «Око и дух», позволяют проанализировать способы проживания религиозного опыта в православной традиции.

Онтология М. Мерло - Понти позволяет описать жизнь святого через телесный опыт; именно тело выступает как "поворотный пункт" (выражение Гуссерля) между природой и культурой, между чужим и собственным. Аффект мыслится только в единстве с телом, его по определению нельзя мыслить по-настоящему, его можно практиковать, актуализовать и «пробовать». Аффективное проживание заключается в том, что тело являет знаки, которые при условии единства культурного поля, считываются катехизаторами веры. Последниеуказывают парадигму проживания символов, которые позволяют собрать жизненный мир индивида в единое целое. Так, святительскую деятельность Афанасия Великого определил лишь тот факт, что в детстве он со сверстниками играл на берегу моря, изображая своей игрой священнослужителей и церковные обряды. Александрийский патриарх, случайно увидев детскую игру, немедленно приказал привести всех детей к себе. Расспросив их и узнав, что в своей игре они совершали все согласно церковному уставу, патриарх, посоветовавшись со своим клиром, признал совершенное Афанасием крещение языческих детей истинным и довершил его миропомазанием; потом позвал родителей детей, действовавших в качестве пресвитеров, и посоветовал им, чтобы они воспитали их для священства.

Так как внутренний опыт святого скрыт от нас, то описать его мы можем благодаря экзистенциально-феноменологическому открытию тела. Исследования Б. Спинозы «О происхождении и природе аффектов», В. Подороги «Феноменология тела» дают возможность описать достижение святости как трансформацию аффективных состояний через до-пороговое, пороговое и послепороговое состояние тела. Достичь святости можно только преодолев такое пороговое состояния тела, которое задано страданием, бытием жертвы. Аффект рождает способ проживания своего опыта в культуре через ряд христианских символов. Символы в свою очередь организуют аффекты и канализируют их либо в аскетический, либо в телесный типы святости.С последним связано появление такого религиозного института, как старчество.

   

Використання матеріалів сайту можливе лише при згоді адміністрації порталу та активного посилання.
Всі права захищено!

Сайти, які підтримуються службою порталу
НПУ імені М.П.Драгоманова
Інститути
Фізико-математичний інститут :: Інститут філософської освіти :: Інститут фізичного виховання та спорту :: Інженерно-педагогічний інститут :: Інститут інформатики :: Інститут іноземної філології :: Інститут історичної освіти :: Інститут корекційної педагогіки та психології :: Інститут мистецтв :: Інститут магістратури, аспіратнути та докторантури :: Інститут природничо-географічної освіти та екології :: Інститут педагогіки та психології :: Інститут перепідготовки та підвищення кваліфікації :: Інститут політології та права :: Інститут розвитку дитини :: Інститут соціології, психології та соціальних комунікацій :: Інститут соціальної роботи та управління :: Інститут української філології та літературної творчості імені Андрія Малишка :: Інститут управління та економіки освіти
Факультети
Кримський гуманітарний факультет
Кафедри
Кафедра педагогчної творчості :: Кафедра педагогіки, теорія та історії педагогіки :: Кафедра методики викладання російської мови та світової літератури :: Кафедра етики та естетики :: Кафедра управління та євроінтеграції :: Кафедра філософії :: Кафедра інформатики
Персональні сайти
Андрущенко В.П. :: Бех В.П. :: Жалдак М.І. :: Борисенко В.Й. :: Франчук В.М. :: Франчук Н.П.
Інші сайти
Асоціація випускників :: Система управління електронними курсами НПУ :: Система управління електронними курсами інституту інформатики :: Система управління електронними курсами інституту інформатики (студенти) :: Простір гуманітарної комунікації :: Лабораторія археологічних досліджень :: Кабінет-музей М.П.Драгоманова :: Україна і становлення конституціоналізму в Європі :: Центр культури. НПУ