English French German Italian Portuguese Russian Spanish
   
Перегляди статей
294494
   

Клепалов Борис Яковлевич, старший преподаватель кафедры украинской филологии и культурологи. Проект - Психолого-искусствоведческая программа «Искусство и творческое развитие личности»

 

Сложившаяся на сегодняшний день система гуманитарного воспитания, образования и развития, ориентирована, в основном, на решение образовательных задач. Задачи, связанные с развитием задатков способностей заложенных в генотипе каждого человека, как правило декларируются, но не находят реального воплощения в процессе обучения школьников и студентов. Предполагается, что существующая система гуманитарного образования, нацеленная на передачу знаний и выработку умений и навыков – как бы попутно развивает способности учащегося. Но на самом деле, в процессе преподавания не учитывается тот факт, что образование человека и развитие человека – это два разных процесса, взаимосвязаных и взаимообусловленных, но, в то же время, принципиально отличающихся и несводимых друг к другу. Перенос акцентас образования на развитие требует существенной перестройки всей системы гуманитарного образования. Одно из направлений, в котором эта смена парадигм может быть осуществлена, является, на наш взгляд, создание комплексной системы эстетического воспитания образования и развития, объединяющей в рамках развивающего  подхода все предметы эстетического цикла, включая курс «Мировая художественная культура», а также те общегуманитарные дисциплины, в которых есть (или возможен), выход на эстетическую составляющую. Поиск практического решения этой проблемы привел автора к необходимости создания  психолого-искусствоведческой развивающей программы «Искусство и творческое развитие личности», которая может быть предложена как ориентированный на развивающие методики цикл факультативных занятий по курсу «Мировая художественная культура» как в средней школе, так и в высших учебных заведениях.

 

Концепция психолого-искусствоведческой программы «Искусство и творческое развитие личности» может быть представлена следующим образом:

 

Эстетическое «измерение» мира – это наиболее творческая и, одновременно, наиболее комфортная зона жизнедеятельности человека, охватывающая все стороны его повседневного бытия. И поэтому именно здесь возможно достижение эффективных результатов в развитии творческих способностей человека и формирования в нем позитивного и целостного отношения к миру.

 

Эстетическое «измерение» мира охватывает две основные сферы бытия:

а)   мир природы;

б) мир культуры, охватывающий все формы жизнедеятельности человека и формирующий поле его «духовного бытия». Здесь, в первую очередь, необходимо выделить:

- мир предметов и предметной деятельности человека (во всей системе их взаимосвязи с миром природы);

- мир человеческих отношений (во всей их взаимосвязи с миром природы и миром предметной деятельности человека);

- а так же специфически специализированную форму эстетической деятельности человека -  художественную культуру –  в ее теснейшей взаимосвязи со всеми вышеуказанными мирами.

 

Основной задачей психолого-искусствоведческой программы «Искусство и творческое развитие личности» является  развитие творческих способностей учащихся и студентов в ходе эстетического восприятия, постижения и освоения ими различных аспектов мира природы, мира предметной деятельности человека, мира художественной культуры и мира человеческих отношений.

Важнейшим моментом этого процесса является осознанная выработка нестандартных, творческих способов эстетического восприятия и переживания мира, осмысленное отношение к эстетическому измерению своего собственного бытия. Реализация программы  помогает переходу от стихийно сложившихся и стихийно протекающих форм «эстетического бытия в мире» к осознанному, творчески организованному процессу самопознания, самораскрытия и самореализации человека в во всех сферах его жизнедеятельности,с опорой на систему творчески выработанных мотивационных  «эстетических  доминант».

Программа предполагает отход от традиционных репродукционно – аналитических методов образования, воспитания и развития. Она строится на базе развивающе – синтетических методов, принципиально эвристических, обеспечивающих значительное усиление творческого потенциала  личности.

В основу разработки программы положен междисциплинарный подход. Ее успешная реализация возможна только при условии объединения усилий, по крайней мере четырех следующих дисциплин – философии, психологии, культурологи и искусствоведения.

С акцентированием:

  • в философии – философско-культурологической и философско-эстетической проблематики;
  • в психологии – проблематики творческого развития личности, в первую очередь, в сфере эстетической деятельности человека;
  • в культурологии - истории культуры,  а  в  ней  –  более углубленно - истории художественной культуры;
  • в искусствоведении – комплексного анализа системы изобразительных и выразительных средств различных видов искусства, а также разработка способов творческого  восприятия  художественных  произведений.

 

Программа строится с учетом развернутости курса (в основных задачах, методике, последовательности построения занятий и т. д.) на «эстетическое бытие» человека. Она направлена на углубленную работу с эстетическим восприятием различных форм жизнедеятельности человека  - и уже на этой основе – на развитие соответствующих способностей,  заложенных  в  генотипе  каждого  человека.

 

Структуру программы можно последовательно  разделить на четыре основных блока:

 

Вводный блок -   «Гармония созвучий»

-  знакомит с некоторыми общими закономерностями построения художественного образа в различных видах искусств;

- способствует формированию навыков органического восприятия и творческого «сопряжения» произведений различных видов искусства в единое эстетическое целое.

 

Ознакомительный блок -  «Резцом и кистью чудотворной»:

-  знакомит с жанровой системой различных видов искусств, их основными выразительными и изобразительными средствами;

-  способствует формированию нестандартных, творческих способов и методов работы с произведениями различных видов искусств.

 

Основной блок– включает два раздела:

 Раздел I -  «Веками будет согревать сердца» :

-  знакомит с основными этапами развития мировой художественной культуры в целом и, более углубленно, с историей различных видов искусства;

- формирует способность глубоко и осознанно постигать художественные произведения,   вести многоплановый,  эстетически-содержательный  диалог  с  ними, воспринимать их сквозь «мерцающую призму» соответствующего этапа развития человеческой культуры «просвечивающуюся» в современность;

- вырабатывает навыки творческого, эвристического соединения  мира художественной  культуры  с  миром  своего повседневного  бытия;

 

Раздел II -  «По законам красоты»:

 - знакомит с основными «эстетическими координатами» мира природы, мира предметной деятельности человека и мира человеческих отношений;

- развивает способность выстраивать творческий, эстетический акцентированный  диалог с  вышеуказанными мирами.

 

Завершающий блок -  включает два раздела:                                                

 

Раздел I -  «Художественная  культура  в  зеркале  культурологии»:

 - знакомит с философско-культурологическими подходами к истории художественной культуры;

-  способствует  выработке  мотивационных  установок  на  включение своего «Я» в контекст духовно-эстетических  ценностей,  выработанных  мировой  художественной  культурой;

 

Раздел II - «Мир  мышления   и   мышление  о  мире  -  эстетический  ракурс»:

-  знакомит  с  эвристическими  методами  работы  с  вербальными  средствами, понятийно-категориальным   аппаратом   и  основными принципами философско-эстетического подхода к анализу основных сфер бытия и различных  форм  жизнедеятельности человека;

-  направлен  на  развитие  творческого (и эстетически ориентированного) мышления;

- способствует формированию более глубокого философско-эстетического подхода к постижению, осмыслению и интерпретации человеком окружающего мира и своего  собственного  бытия  в  нем.

 

Поскольку основная часть занятий проводится в тренинговой форме, то для успешного выполнения программы курса необходимым является введение блока психологического сопровождения занятий.

Блок психологического сопровождения строится (каждый раз) с учетом особенностей формирования группы и корректируется в зависимости от темпов, характера и хода освоения материала учащимися школ и студентами высших учебных заведений.

 

 

 

 

 

P.S.  Я был бы Вам очень признателен, если бы Вы смогли сообщить мне о возможности организации в рамках форума презентации программы, включающую проведение мастер-класса.

Мой электронный адрес - emall: Ця електронна адреса захищена від спам-ботів. вам потрібно увімкнути JavaScript, щоб побачити її.

Телефоны:  дом. (062) 382-00-22,  моб. 8-067-830-99-26

   

Використання матеріалів сайту можливе лише при згоді адміністрації порталу та активного посилання.
Всі права захищено!

Сайти, які підтримуються службою порталу
НПУ імені М.П.Драгоманова
Інститути
Фізико-математичний інститут :: Інститут філософської освіти :: Інститут фізичного виховання та спорту :: Інженерно-педагогічний інститут :: Інститут інформатики :: Інститут іноземної філології :: Інститут історичної освіти :: Інститут корекційної педагогіки та психології :: Інститут мистецтв :: Інститут магістратури, аспіратнути та докторантури :: Інститут природничо-географічної освіти та екології :: Інститут педагогіки та психології :: Інститут перепідготовки та підвищення кваліфікації :: Інститут політології та права :: Інститут розвитку дитини :: Інститут соціології, психології та соціальних комунікацій :: Інститут соціальної роботи та управління :: Інститут української філології та літературної творчості імені Андрія Малишка :: Інститут управління та економіки освіти
Факультети
Кримський гуманітарний факультет
Кафедри
Кафедра педагогчної творчості :: Кафедра педагогіки, теорія та історії педагогіки :: Кафедра методики викладання російської мови та світової літератури :: Кафедра етики та естетики :: Кафедра управління та євроінтеграції :: Кафедра філософії :: Кафедра інформатики
Персональні сайти
Андрущенко В.П. :: Бех В.П. :: Жалдак М.І. :: Борисенко В.Й. :: Франчук В.М. :: Франчук Н.П.
Інші сайти
Асоціація випускників :: Система управління електронними курсами НПУ :: Система управління електронними курсами інституту інформатики :: Система управління електронними курсами інституту інформатики (студенти) :: Простір гуманітарної комунікації :: Лабораторія археологічних досліджень :: Кабінет-музей М.П.Драгоманова :: Україна і становлення конституціоналізму в Європі :: Центр культури. НПУ