English French German Italian Portuguese Russian Spanish
   
Перегляди статей
305372
   

Смеричевский Эдуард Францевич, доцент ДонНМУ им.М.Горького (Донецк) Виртуальный мир в гуманитарном образовании

 

С последней четверти XXвека человечество вступило в увлекательный и мучительный период становления гуманитарно-информационного постиндустриального общества; этот период охватит, вероятно, и первые десятилетия наступающего века. Информационная революция, преобразующая весь мир, все сферы общества, открывает новые блистательные горизонты и в то же время таит немалые опасности для будущих поколений. Важно трезво оценить ее плюсы и минусы, чтобы избежать еще одного варианта технократического общества, превращения человека в придаток всемирной информационной машины, подчинить информационные технологии потребностям творческого развития личности и гармонизации общества. Особенно это важно для сферы гуманитарного образования, которое выходит на первый план в формировании поколений XXIвека.

Нет, виртуальный мир не появился после развития Интернета. Мифы, религия, мораль, культура все века тоже были во многом виртуальным системами, придумываемыми и поддерживаемыми обществом. Поэтому и в новом мире коммуникаций и, в частности – связанных с образованием, мы видим человека как XXI века, так и первобытного сообщества – и одновременно, и в одном лице.

Использование виртуального мира, и прежде всего мультимедиа и Интернет, открывает новые горизонты перед гуманитарным образованием:

  • появляется возможность гармонического синтеза логического и образного способов усвоения информации, что многократно повышает эффективность образовательного процесса;
  • активизируется и индивидуализируется процесс обучения, усвоения знаний и навыков, устраняются шаблонизация и изобилие ненужной для конкретной личности информации;
  • резко сокращается процесс обновления передаваемого корпуса знаний, что облегчает адаптацию человека к стремительно меняющемуся миру;
  • глобализация информационных систем способствует формированию всемирного научного, культурного и образовательного пространства, облегчает процесс межнационального общения, способствует взаимопониманию народов и уменьшает опасность столкновения локальных цивилизаций (главной геополитической угрозы начала XXI века).

Одним из реальных механизмов реализации геополитических задач, и прежде всего в плоскости духовной безопасности, является высшее гуманитарное образование - важнейший социальный институт трансляции культурных ценностей, норм, идеалов, форма воспроизводства национально-культурного мира. Именно возможности образования сохранять и утверждать смыслообразующие координаты культурной системы позволяют рассматривать его не только как систему профессиональной подготовки, но и как эффективный инструмент геополитики и обеспечения духовной безопасности нации.

Гуманитарное образование - важнейший механизм трансляции и воспроизводства культурных ценностей, идеалов и смыслов жизни, форма и содержание, которого детерминированы спецификой "национально-культурного мира", образуемого историей, языком, философией, литературой, традициями, психологией. Поэтому диалектическая взаимосвязь между культурой и образованием, возможности последнего оказывать существенное влияние на состояние духовной атмосферы в обществе делают сегодня особо важной проработку теоретических и методологических основ его реформирования.

Сопряжение технологий виртуальной реальности с международной компьютерной сетью Интернет дает новую образовательную среду, в которой студент может:

1. Учиться и творить одновременно.

2. Общаться дистанционно с тьюторами и студентами в киберпространстве также, как это происходило бы в реальной обстановке.

3. Получать доступ к неограниченному количеству информационных ресурсов, из которых он может выбирать необходимые для обучения.

4. Находить любой информационный ресурс практически мгновенно, при помощи гипертекста и большого количества поисковых систем.

5. Сохранять в процессе обучения физическое здоровье, используя устройства для придания пользователю состояния естественной динамики в киберпространстве, такие как вирту-сфера и др.

Многие пытаются выработать какие-то представления. Интересно, что среди этих попыток нет, сделанных в русле традиционных наук, не только естественно-научных, но и системно-описательных. Да, очень часто авторы играют со словами-терминами из этих дисциплин, или из дисциплин социального поля: система, структура, синергия, гештальт, особая форма коммуникации, неравновесность, код восприятия и многое другое. Зато, практика развития социальных сообществ больше напоминает практику развития сект, явлений массовой истерии, всем знакомые разные рекламные компании, и даже цыганские гадания. Все они успешны, и все они не имеют строгих объяснений: «воздействие личности на обработанную личность» – здесь ключевой признак.

Пока мы привыкли воспринимать Интернет как независимый виртуальный мир, в котором можно провести какое-то время, завести знакомство, «найти и скачать» и выиграть виртуальную войну, но это уже в недавнем прошлом: виртуальный мир неизбежно разрушит старый реальный консервативный мир, как когда-то разрушали маленькие миры универсальные государственные религии, как промышленные транспортные коммуникации создали и продолжают создавать новый гуманитарный мир.

   

Використання матеріалів сайту можливе лише при згоді адміністрації порталу та активного посилання.
Всі права захищено!

Сайти, які підтримуються службою порталу
НПУ імені М.П.Драгоманова
Інститути
Інститут неперевної освіти
Факультети
Фізико-математичний факультет :: Факультет філософської освіти :: Факультет фізичного виховання та спорту :: Інженерно-педагогічний факультет :: Факультет інформатики :: Факультет іноземної філології :: Факультет історичної освіти :: Факультет корекційної педагогіки та психології :: Факультет мистецтв імені Анатолія Авдієвського :: Факультет магістратури, аспіратнути та докторантури :: Факультет природничо-географічної освіти та екології :: Факультет педагогіки та психології :: Факультет політології та права :: Факультет соціально-економічної освіти та управління :: Факультет української філології та літературної творчості імені Андрія Малишка
Кафедри
Кафедра педагогчної творчості :: Кафедра педагогіки, теорія та історії педагогіки :: Кафедра методики викладання російської мови та світової літератури :: Кафедра етики та естетики :: Кафедра управління та євроінтеграції :: Кафедра філософії :: Кафедра інформатики
Персональні сайти
Андрущенко В.П. :: Бех В.П. :: Жалдак М.І. :: Борисенко В.Й. :: Франчук В.М. :: Франчук Н.П.
Інші сайти
Асоціація випускників :: Система управління електронними курсами НПУ :: Система управління електронними курсами інституту інформатики :: Система управління електронними курсами інституту інформатики (студенти) :: Простір гуманітарної комунікації :: Лабораторія археологічних досліджень :: Кабінет-музей М.П.Драгоманова :: Україна і становлення конституціоналізму в Європі :: Центр культури. НПУ